Загадочная наука Майя Стефан Никитов (Болгария) – Перевод Михаила Пухова |
||||||||||
|
«Техника Молодёжи» № ?; ??.??.19??год
По каменистой дороге, спиралью обвивающей Звездный купол, медленно и с достоинством идут жрецы-звездочеты. Головы их увенчаны высокими шапками, украшенными перьями священной птицы Кетцаль. Плечи покрыты длинными, ярко расцвеченными, одеяниями. А в руке каждый несет небольшую плетенку, искусно сделанную из стеблей фикуса.На четвертом этаже процессия останавливается перед узким проемом в каменной стене. Главный жрец властно простирает руку, и два стража безмолвно отступают в сторону. Шестнадцать звездочетов медленно минуют проход и оказываются на просторной круглой площадке. Усаживаются на низкой деревянной скамейке, опоясывающей площадку, извлекают из плетенок свернутые листы бумаги из волокон фикуса и раковины, полные разноцветных камешков. Главный жрец встает и, скрестив руки на груди, начинает говоритьАлтарный рельеф из камня, найденный в древнем городе Копане (на территории нынешнего Гондураса), подтверждает, что такая встреча самых просвещенных майя действительно состоялась в середине VIII века. Это был своеобразный научный съезд, собравший наиболее выдающиеся умы. Подобные встречи происходили регулярно, на них обсуждались проблемы, связанные с предсказанием солнечных и лунных затмений, изучением фаз Луны и Венеры; самым важным вопросом было уточнение (буквально до минуты) начала нового 365-дневного года (хааб) и исправление календарных погрешностей, накопленных за прошедшие 52 года Эти первые «научные конференции» на Американском континенте были проявлением необыкновенной и самобытной культуры, зародившейся около 1500 г. до н.э. в джунглях Гондураса, Гватемалы и полуострова Юкатан. Майя унаследовали от ольмеков и значительно усовершенствовали письменность, математику и наблюдательную астрономию – науки, на основе которых и был создан их замечательный календарь. По мнению известного американского археолога Морли, историю майя можно разделить на три больших периода: доклассический (1500 г. до н.э. – 300 г. н.э.), классический (300-900 гг.) и послеклассический (900-1530 гг.). Наука майя достигла расцвета именно в классический период, когда в джунглях были построены такие города, как Тикал, Паленке, Копан, Вонампак, Пиедрас-Неграс и другие. Затем эта могущественная цивилизация начала клониться к упадку, города были оставлены по невыясненным еще причинам, и к моменту испанского нашествия майя являли собой лишь останки великого прежде народа. Каким же образом формировались удивительные научные знания древних майя? Большинство ученых сходится во мнении, что главным фактором, обусловившим начальную, если можно так выразиться, астрономию, были практические нужды земледелия. Его примитивность и неблагоприятные естественные условия поставил майя в полную зависимость от сил природы. Небесные явления казались прямо связанными с плодородием – следовательно, и с судьбою народа. Отсюда пошла вера, что движение звезд предопределяет человеческую жизнь. Жрецам удалось обнаружить связь между постепенным перемещением планет и сменой времен года. Затем они определили длительность тропического и звездного года и продолжительность лунного цикла. По-видимому, тогда же возникла необходимость в постоянной фиксации календарных вычислений, которая привела к созданию иероглифической письменности, системы записи чисел и арифметических действий. Майя изобрели нуль – первыми в мире, примерно на тысячу лет раньше, чем люди Старого Света. Обозначали они его в виде морской раковины, а числа записывали точками и черточками, причем точки обозначали единицы, а черточки – пятерки. Жрецы использовали двадцатеричную систему счисления, происхождение которой неясно. Скорее всего ее подсказало общее количество пальцев на руках и ногах. Вот на этой системе, позволявшей записывать любые числа и периоды времени, и основывался знаменитый календарь майя. Устроен он хитро. Единицей первого порядка был один день, кин. Двадцать дней составляли один месяц – винал – единицу второго порядка. Единица третьего порядка в качестве исключения определялась уже на основе астрономических наблюдений (количество дней в году): 1 кин × 20 (1 винал) × 18 = 360 кинов (дней), что приблизительно соответствует одному году, туну. С четвертого же порядка двадцатиричная система восстанавливалась: 20 тунов = 1 катун (7 200 дней); 20 катунов = 1 бактун (144 000 дней); 20 бактунов = 1 пиктун (2 880 000 дней); 20 пиктунов = 1 калабтун (57 600 000 дней); 20 калабтунов = 1 кинчилбтун (1152 000 000 дней); 20 кинчилбтунов = 1 алаутун (23 040 000 000 дней). Казалось бы, зачем простому земледельческому народу такой сложный, а главное, «длинный» календарь? Астрономия же отличалась еще большей сложностью. С вершин ка менных пирамид или из специальных сооружений, таких, как «обсерватория» Каракол в городе Чичен-Ица, жрецы наблюдали звездное небо невооруженным глазом или сквозь длинные и узкие прорези в каменных стенах. Среди руин Вашактуна в северной Гватемале сохранилась каменная пирамида, а точно на восток от нее – высокая платформа, на которой воздвигнуты три небольших храма. Звездочет взбирался на ступени пирамиды до такой высоты, чтобы далекая линия горизонта совпадала с крышами храмов. С каждым восходом он видел, как солнечный диск поднимается над тремя крышами. В день равноденствия Солнце восходило точно над серединой среднего храма и, кроме того, оказывалось на одной линии со стелой, которая стояла на площади перед дорогой, ведущей в этот храм. В день летнего солнцестояния оно вставало над левой стеной левого храма, а в день зимнего солнцестояния – над правым. На протяжении веков (или даже тысячелетий) жрецы записывали движения планет и составляли своеобразные карты, а потом таблицы будущих солнечных и лунных затмений. Продолжительность солнечного года они вычислили с исключительной точностью – 365,2420 суток, что всего на 0,0002 меньше принятого сегодня значения тропического года и соответствует ошибке в 1 сутки за 5000 лет! Календарь майя точнее григорианского? Звездочеты определили также и продолжительность синодического месяца (время между двумя одноименными лунными фазами, равное 29 суткам, 12 ч. 44 мин и 3 с). Согласно таблицам, найденным в Копане, он длится 29,53020 суток, а по таблицам из Паленке – 29,53086. Среднее значение составляет 29,53053 и всего на 0,00006 суток короче принятого сегодня. Но не только Луна и Солнце были объектами наблюдений. Вроде бы для земледелия «график» движения Венеры совершенно неважен, тем не менее Синодический период (время между двумя последовамльными соединениями этой планеты с Землей) варьируется между 580 и 588 сутками, и майя вычислили, что его средняя продолжительность равна 584 суткам. Сегодняшняя цифра – 583,9, так что погрешность, допускавшаяся жрецами примерно за 3000 лет, составляла всего одни сутки. Кроме того, они знали, что Марс становится яркой полуночной «звездой» каждые 780 суток, и, вероятно, это в какой-то степени обусловливает странную продолжительность их религиозного года – 260 суток (три таких года равны синодическому периоду Марса). Из других небесных объектов почему-то наибольшее внимание уделялось созвездиям Близнецов (на языке майя Ах-Эк) и Плеяд (Цаб). Есть и еще одна странность. Установлено, что майя использовали одновременно две календарные системы, разнившиеся продолжительностью: длинный год и короткий год, причем первый существовал в двух модификациях: 366-дневный хааб и 360-дневный тун, служивших для разных целей. Бытом руководил хааб из 18 месяцев по 20 дней каждый. В конце его добавляли 5 «безымянных» суток, считавшихся несчастливыми. Хааб начинался месяцем поп (от 16 июля до 4 августа) и днем, который обозначался как «0 поп». При таком начале отсчета дни в хаабе начинались не с единицы (первый день месяца), а с нуля (нулевой день месяца). Короткий 260-дневный год цолкин имел ритуальное значение и подразделялся на 13 месяцев, которые (как и в хаабе) содержали по 20 дней. Особенностью этого года было наличие недель по 13 суток. Дни в неделе обозначались числами от 1 до 13, из-за чего цолкин представлял собой своеобразную комбинацию 20-дневных месяцев и 13-дневных недель. В некоторых случаях использовали и особый лунный календарь, каждый месяц которого содержал 29 или 30 суток. Каждый день лунного месяца обозначался соответствующим числом, причем первый считался нулевым. Точность была исключительная. Согласно жрецам 405 лунных месяцев равны 11 960 дням, а современные вычисления этого периода дают цифру в 11 959,1 дня. Многие обряды и ритуалы в жизни майя били каким-то странным образом связаны с взаимной зависимостью между хаабом и цолкином. Современные исследователи моделируют эту зависимость системой из двух зубчатых колес, одно из которых имеет 365 зубцов, а второе – 260. Чтобы при вращении определенный зубец большого колеса (хааб) вновь соприкоснулся с соответствующим зубцом малого (цолкин), необходимо ни много ни мало 52 оборота большого колеса и 73 оборота малого. Если умножить 52 на 365 или 73 на 260, получим 18 980 суток. Интересно, что этот 52-летний цикл имел большое значение не только в жизни майя, но и в жизни ацтеков, которые, вероятно, заимствовали его от майя. Последние пять дней цикла считались очень опасными, и оба народа верили, что именно тогда случаются стихийные, необыкновенные катастрофы. Уж не для того ли и следили за ходом светил? Согласно некоторым исследователям, майя знали и еще более продолжительный временной цикл, состоящий из пяти раз по 18 980 суток, всего 94 900. Любопытно (и не выяснено) то обстоятельство, почему число дней в хаабе, умноженное на число дней в цолкине (365 × 260), или наоборот, дают именно 94 900 дней! Наконец, загадочна и сама начальная дата календаря майя. Судя по надписи на стеле 9 в Вашактуне, это был день, обозначенный как 13.0.0.0.0.4 ахау (название дня), 8 кумху (название месяца). Эту начальную точку интерпретируют по-разному: 3 113 г. до н.э. (Томпсон); 3 373 г. до н.э. (Спинден) и 3 433 г. до н.э. (Морли). Согласно советскому исследователю Ю. В. Кнорозову хронология майя знает две «нулевые» точки: первая – 3 113 г. до н.э. (это коррелирует с Томпсоном), а вторая соответствует 5 041 738 г. до н.э.! Но каково значение этих дат, к каким мифологическим или другим событиям они относятся, не знает никто В классический период применяли довольно сложную систему записи (более 10 иероглифов) для обозначения конкретных дат. Фиксировалось, сколько бактунов, катунов, тунов, виналов и кинов минуло от начальной даты до дня записи. Например, «9.14.0.0.0.6. ахау, 13 муан» означает, что от начальной даты прошло 9 бактунов, 14 катунов, 0 тунов, 0 виналов и 0 кинов. Последние же – 6-й день (ахау) 13-дневной недели и 13-е сутки месяца муана, то есть 4 мая 711 г. н.э. Этот метод датировки, названный учеными «длинный счет», применялся, вероятно, до середины VIII века. Начиная со второй его половины на стелах майя появляется новый способ датировки – «короткий счет». При этом дата обозначалась числом дней, минувших от последнего периода катуна (около 20 лет) до момента записи. На протяжении своей многовековой истории майя не создали великой империи и, как правило, жили в полной изоляции от соседних племен. Даже отдельные их города-государства поддерживали весьма слабые и мимолетные связи между собой. В таком случае закономерен вопрос: каково происхождение удивительной науки и культуры этого странного народа; почему майя, единственные из других больших древнеиндейских цивилизаций, смогли создать еще в начале нашей эры высокоразвитую письменность и беспримерный по точности календарь; возможно ли, что жрецы майя все открыли самостоятельно или унаследовали у еще более древних племен некие готовые рецепты. По сей день эти проблемы остаются открытыми. Ряд ученых, как в прошлом, так и сейчас, высказывает предположения и предлагает гипотезы – пусть недоказанные, но представляющие определенный интерес. В их основе лежит идея, что между Старым и Новым Светом существовали контакты, создавшие некоторую преемственность духовной и материальной культуры. Пирамиды есть и в Египте и в Мексике; жреческая каста в обеих странах изолировалась от народа и ревниво скрывала свои знания; погребальные ритуалы в Мексике очень напоминают последние почести, отдаваемые умершим властителям Египта, Финикии и т. д. Но наиболее поразительно сходство календарей майя и древнеегипетского. Все древние календари можно подразделить на две группы: одни, у которых часы суток равны, и другие (вероятно, еще более ранние), часы в которых не равны, а меняются в зависимости от наступления дня или ночи. К календарям с неравномерными часами суток относятся только календари майя и египтян, во всех же остальных часы были равными, за исключением более позднего, японского. Оба календаря первоначально имели по 360 дней. Потом в конце года были добавлены еще 5 дней, которые и египтяне и майя равно считали «злосчастными». От этого сходства и от необыкновенной точности календаря майя и египтян создается впечатление, что их жрецы, вероятно, имели некоторые готовые «рецепты». Но, к сожалению, до сих пор нет никаких исторических и археологических данных, по которым можно было бы прямо или косвенно судить о механизме научных познаний этих двух народов, разделенных тысячами километров расстояния и более чем 2000 лет во времени. Современные исследователи вычислили, что для получения астрономических данных, необходимых для составления, например, календаря майя, жрецам нужно было наблюдать и записывать движения планет на протяжении приблизительно 10 000 лет! В таком случае невольно возникает мысль: не была ли общим первоисточником загадочная Атлантида? И если в будущем найдется убедительное доказательство существования этого легендарного континента и высокого уровня его науки и культуры, то не окажется ли, что наш григорианский календарь, являющийся усовершенствованным вариантом древнеегипетского, тоже родом из Атлантиды! |
© Copyright Эл Нэбо 2005–2009
Убедительная просьба при использовании материалов сайта ссылаться на источник
E-mal: el-nebo@narod.ru
|