ИНЫЕ МИРЫ «ПСИХОКОСМОСА»


В. Поликарпов

«Наука и Религия» – 1992 год

В конце XX века большой интерес не только у специалистов, но и всех людей вызывает ряд психофизических феноменов. Речь идет о явлениях, недоступных обычному восприятию. Например: воспоминания о событиях, происшедших задолго до нашего рождения, ясновидение, предсказание будущего и так далее. Результаты исследований таких психофизических феноменов свидетельствуют о том, что внутренний космос человека своими корнями и связями уходит в глубины Вселенной. Л это поистине неисчерпаемый источник для выдвижения разнообразных гипотез, идей и концепций взаимосвязи микрокосма с «макрокосмом».

Одной из таких концепций-интерпретаций является предложенная американским психиатром С. Грофом модель психики человека, которая построена на основе информационной концепции и соотносится со всей Вселенной. Эта модель представляет собой обобщение и интерпретацию многолетних исследовании по клиническому применению ЛСД в психотерапевтических целях, когда из глубин бессознательного извлекалась, скрытая информация. Модель Грофа содержит следующие основные компоненты: 1. Абстрактно-эстетический опыт – возникают оптические, слуховые и обонятельные иллюзии, а изменения в восприятии действительности приравниваются пациентами к восприятию живописи кубистов и абстракционистов. 2. Психодинамический опыт, который имеет свой источник в индивидуальном бессознательном и относится к ключевым переживаниям прошлого, к эмоциональным проблемам и нерешенным конфликтам из разных периодов жизни пациентов. 3. Перинатальный опыт, где центральная тема – непосредственное переживание собственного рождения и сопровождающих его ощущений боли и наслаждения. Этот опыт богат видениями метафизического характера и чисто философской рефлексии о непрочности жизни. 4. Трансперсональный опыт, охватывающий чувство «выхода» сознания за рамки обычных пространственно-временных ограничений. Он может относиться к ранним фазам жизни плода, зародыша и… задолго до возникновения зародыша.

Трансперсональный опыт дает человеку возможность пережить ощущение выхода за пределы своего «Я», за пределы пространства и времени, ощущение возврата в культурное и историческое прошлое человечества и мира . Трансперсональный опыт свидетельствует о том, что человек обладает способностью беспрепятственно путешествовать в любом времени, в любом мире, в микро- и макрокосмосе. Поступает информация, которую невозможно получить даже в процессе специального образования.

Для объяснения удивительных черт трансперсонального опыта С. Гроф выдвигает концепцию о том, что человек есть единство материального тела (биомашины) и бесконечного поля сознания. Речь идет о корпускулярно-волновой природе человека. И хотя данные трансперсонального опыта пока невозможно объяснить: точки зрения современной науки, однако имеется плодотворный подход, позволяющий интерпретировать их с материалистических позиций.

Наиболее подходящей моделью для объяснения психофизических феноменов – получение информации из недоступного прошлого и пророчество будущего – считается топографическая модель, одним из вариантов которой является модель преобразований, сформулированная и разработанная западным нейропсихологом К. Прибрамом и американским физиком Д. Бомом. Они утверждают, что информация во Вселенной организована не посредством параметров пространства и времени, а как частотно-амплитудная структура. С этой структурой человеческое сознание производит «преобразования Фурье», чтобы упорядочить информацию и представить ее в привычной форме. Особенность такого рода модели состоит в том, что сознание способно при помощи «преобразования Фурье» проникать в любую часть пространства и времени и извлекать соответствующую информацию с последующей ее интерпретацией. В данную модель входит идея Д. Бома об имплицитном, или свернутом, порядке фундаментальной реальности, из которого, согласно существующим условиям наблюдения, получается более знакомый нам эксплицитный порядок, т.е. обычные восприятия в их пространственно-временном измерении.

В соответствии с моделью преобразований биологические системы, живое вещество планеты и окружающее пространство могут быть представлены как единая физически организованная система, чем-то подобная единой гигантской околоземной голограмме. В этой голографической системе биологические организации, включая человека, его психические функции, не являются изолированными. Так или иначе они включаются в предполагаемую единую пространственно-временную физическую организацию «памяти», В информационном пространстве возможны новые пути коммуникаций в живом веществе, между его отдельностями. Особое место здесь принадлежит человеку с его нервно-психической и социальной деятельностью, с его памятью, связанной с памятью биосферы как целого.

Значимость голографического моделирования познавательных процессов состоит в том, что здесь вводится принцип волнового кодирования человеком объектов внешнего мира. Волновой язык позволяет более адекватно отобразить особенности различных объектов, чем дискретный (алфавитный) язык. Сами объекты в их пространственных особенностях можно рассматривать как некоторые системы волновых характеристик, как распределения амплитуд. И если учесть, что уже имеются голографические модели мира (Вселенной), то вполне можно согласиться с высказыванием советского ученого В. Н. Пушкина: «Если все объекты Вселенной находятся (в скрытой от наблюдателя волновой форме) в любой точке пространства, значит, явления ясновидения и дальновидения объяснимы: достаточно обеспечить в данной точке пространства необходимую фокусировку, которая позволила бы наблюдателю обнаруживать скрытые в каждой точке волновые структуры объектов, находящихся от него на большом расстоянии». Так как человек есть порождение Вселенной, представляющей собою гигантскую голографическую систему и имеющей квантово-механическую природу, то и психика человека должна содержать в себе голографические и квантово-механические принципы своего функционирования. Именно из этого и исходит голографическая модель человеческой психики и Вселенной, разработанная К. Прибрамом и Д. Бомом.

По-своему интересна и концепция человека как молекулы, которая содержит в себе максимум информации о Вселенной. Действительно, уровень организации живой материи, в том числе и человека, с точки зрения степени интерпретации элементов, из которых эта материя состоит, дает возможность весьма ограниченного чувственного восприятия других уровней иерархически построенной Вселенной – низших уровней (элементарные частицы, атомы, молекулы и пр.) и высших уровней (системы галактик, Метагалактика). Вместе с тем интеллектуальное «видение» человека охватывает широкий диапазон феноменов природы – от элементарных частиц до космических объектов, открытых современными телескопами, радиотелескопами, методами рентгеновской, нейтринной и инфракрасной астрономии. В общем оказывается, что человека можно определить как макроскопическое существо на среднем уровне структурной организации нашей Вселенной, пользующееся преобразованной чувствами информацией о явлениях и объектах других уровней.

Само существование человека обусловлено относительной стабильностью агрегатов коллоидов и кристаллов. Причем любой более высокий уровень стабильности содержит всю информацию предыдущих уровней и новую информацию, характерную только для него. В структурной организации Вселенной любой уровень имеет определенное количество энергии в пределах ее общей энергии, конечной по всей величине. Число этих уровней может быть неограниченным как в микро-, так и в мегамире, т.е. достаточно исходить из концепции бесконечной делимости материи. Последняя будет согласовываться с фактом конечности энергии на любом уровне стабильности, если предположить, что на бесконечно удаленных от человека микро- и мегауровнях эта энергия уменьшается экспоненциально. Это в свою очередь означает, что количество информации подчиняется в своем распределении такой же закономерности, следовательно, необходимо будет существовать некоторый максимум информации на определенном уровне стабильности. Таким уровнем и является уровень макроскопического существования человека, на котором и проявляется максимум информации, выражающей глобальную сущность всей Вселенной. И поэтому вполне понятно, что именно на этом уровне появляется Разум, известный нам в человеческой форме; это несколько уточняет антропный принцип в космологии.

Интересно отметить, что такой же результат получится и в случае конечного числа уровней стабильности материи в нашей Вселенной. Зарождение разума на наиболее богатом в информационном отношении уровне, очевидно, как бы предопределило его основное свойство – осознать сущность Вселенной, чтобы в перспективе управлять ее эволюцией. И действительно, размеры человеческого тела занимают срединное положение в иерархии уровней стабильности в нашей Вселенной – оно сочетает в себе как явления микромира, подчиняющиеся законам квантовой механики, так и явления гравитации, характерные для космических масштабов.

Итак, человеческое тело содержит в себе все богатство информации, которое несут все уровни стабильности, управляемые квантовыми законами, и одновременно чувствительно в значительной степени к эффектам гравитационного взаимодействия, проявляющимся на уровнях крупномасштабной Вселенной. Ведь выше было показано, что биологическая эволюция воспроизводит в миниатюре космическую эволюцию. Можно сказать, что максимум информации о Вселенной находится в основном в голове индивида, и она, информация, извлекается благодаря голографической природе мышления. Возможно, правы были мудрецы Востока, утверждающие, что человек лучше всего познает мир, странствуя в беспредельном мире своего сознания. Вспомним изречение древнекитайского мыслителя Лао-Цзы: «Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть Дао».

В определенном смысле такая концепция объясняет трансперсональный опыт, возникающий у человека в состоянии медитации, транса, экстаза, творческого вдохновения, подвергаемых лечению при помощи психотерапевтических доз в клинике Г. Грофа, объясняет проникновение в прошлое и прорицание будущего магами, шаманами и ясновидцами всех времен и всех народов.

Весьма привлекательна гипотеза о галактическом разуме. Американский исследователь О. Рейзер рассматривает конкретную модификацию идеи о сознании как неотъемлемом свойстве сложных и тонких систем. В ней сознание человека представляет собой результат взаимосвязи между полями, генерируемыми полушариями головного мозга и водородно-гелиевой плазмой Галактики, причем последняя обозначается терминами «космический фокус», «космическое воображение». Рейзер предполагает, что квантовые спиновые состояния в биофизической системе являются источником информации. Поэтому в организме человека сигнальная детекция может находиться на атомном уровне в водородных связях протеина. Мы знаем, что наша Галактика почти на 90% состоит из водорода, следовательно, человек живет в галактическом водородном поле. Возможно, что квантовые спиновые ориентации протонов водородного поля и их различные состояния в геометрических конфигурациях в сумме эквивалентны «фокусам космического воображения» (или галактической психосфере, разуму). Тогда понятен механизм воздействия галактики на земные биологические системы. Наша спиральная галактика может использовать лазерные пучки в виде музыкальной гармонии, чтобы вызвать насыщенные космоплазменные волны. Последние в свою очередь порождают динамические голограммы, которые в виде архетипов человек получает благодаря резонансу с галактическим полем плазмы.

Человек, резонируя в соответствии с пульсациями и ритмами обратной кибернетической связи, построенными из потенциалов псиполей водородно-гелиевой плазмы, может получить знание о галактике без астронавтических путешествий. В конце своего «духовного» путешествия индивид имеет «архетипическую голограмму», которая появляется как визуализация «космического воображения». В этой гипотезе о галактическом разуме фактически зафиксировано древнее представление о соотношении «человек (микрокосм) – космос (макрокосм)», когда космизм имел фазу человекообразия. В этом зеркальном дуализме микрокосма и макрокосма выделена гомология человека и космоса, мозга и галактики, что предполагает соответствие между спиновыми резонансами, прецессиями и угловыми моментами в биофизических системах и ориентациями и поляризациями их космических «двойников», Благодаря этому соответствию сознание человека подключается к «космическому воображению» и визуализирует его в виде «архетипических голограмм». Иными словами, суть гипотезы о галактическом разуме заключается в том, что человек рождается в нашей спиральной галактике, осуществляет свою жизнь в рамках земной биосферы и снова возвращается в галактику в виде голограмм, несущих всю информацию о нем.

Наша галактика, понимаемая не, только как ветви спиралей звездного вещества, но и как «космическое воображение», представляет собой «сансару» человеческого развития, в которой величественность космического пространства и великолепие человеческого космического разума образуют единственную реальность. Эта реальность выступает для человека своеобразным коконом для метаморфоз, что позволяет ему увидеть свое собственное внетелесное, постземное существование и дает ему возможность осуществлять телепатическую коммуникацию не только с себе подобными, но и с другими, внеземными существами при помощи психических каналов. Таким образом, в этой модели соотношения микрокосма и макрокосма положительно решается вопрос о бессмертии человека, ибо в постземном существовании продолжает функционировать его «информационный сгусток» в виде «архетипических голограмм». Существенно и то, что в ней просматривается уже знакомый нам мотив «путешествия» волн трансперсонального сознания в необозримом космосе, что в определенном смысле объясняет особенности трансперсонального опыта, переживаемого человеком в некоторых ситуациях.


    
© Copyright Эл Нэбо 2005–2008
Убедительная просьба при использовании материалов сайта ссылаться на источник
E-mal: el-nebo@narod.ru
Hosted by uCoz