Число Зверя 666 страшит весь христианский мир |
|||||||
|
Статья из газетыГОРОД.ОК! №4 (4) 18 - 24 ноября 2006Продюсеры фильма «Омен 666», римейка культового американского триллера тридцатилетней давности, не случайно назначили премьеру картины на 6 июня. Лишь раз в столетие календарная дата выстраивается в «дьявольское» число 666, и трудно придумать лучшую рекламу для фильма, сюжет которого вращается вокруг прихода Антихриста.Режиссер Джон Мур, большой поклонник первой версии «Омена» 1976 года, обязанной своим оглушительным успехом блестящей игре Грегори Пека, уверен, что ему удалось воссоздать на экране наиболее вероятную последовательность развития апокалипсических событий в реалиях современного мира. Это весьма спорное заявление, особенно если учесть, что на «зверином числе» 666 и отдельных аллюзиях к образам «Откровения» параллели с библейским текстом заканчиваются, и начинается классический голливудский триллер. А уж если подойти к проблеме Антихриста с точки зрения научной библеистики, то попытка изобразить явление инфернального Зверя в начале XXI века вообще лишена смысла. Дело в том, что все описанные в «Апокалипсисе» события произошли еще в I веке н.э., при жизни Иоанна, а личность Зверя, скрывавшегося под кодовым номером 666, давно установлена. Даже католическая церковь признала, что мы благополучно прозевали обещанное светопреставление, а «Зверь из бездны» занял свое место на страницах учебников истории. Хотя по количеству толкований с «Откровением святого Иоанна» могут соревноваться разве что пророчества Нострадамуса, иудейский предсказатель, в отличие от французского астролога, отнюдь не стремился наводить тень на плетень, чтобы современники и потомки терялись в догадках. Наоборот, намеки и подсказки рассыпаны на страницах «Апокалипсиса» настолько щедро, что по ним можно без особого труда вычислить Зверя, решив увлекательную полудетективную головоломку. Пророческий ребусОписанию двух апокалипсических Зверей полностью посвящена тринадцатая глава «Апокалипсиса»; Первый Зверь, согласно Иоанну, вышел из моря: у него было семь голов с десятью рогами, причем каждый рог украшала диадема. Одна из голов была смертельно ранена, но рана непостижимым образом исцелилась. Запомним эту важную деталь, она пригодится нам в дальнейшем при расшифровке «звериного кода». В остальном описание этого символического монстра почти целиком списано из ветхозаветной Книги пророка Даниила: « подобен барсу; ноги у него –как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть». Этому Зверю была дана власть на сорок два месяца; все это время ему следовали «племена и роды», а чудовище целыми днями богохульствовало и сражалось со святыми. Затем появляется второй Зверь, но не из моря, а из земли – это тоже немаловажная деталь. У него всего два рога, «подобные рогам агнца», он действует точно также, как и первый Зверь, но попутно «низводит огонъ с неба на землю», заставляет всех поклоняться своему образу и в обязательном порядке пометить правую руку и лоб своей со6ственной печатью. Те, кто лишен.«начертания Зверя», не могут вести бизнес: «..никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его». Числом этого Зверя и является 666. Понять что-либо из этого гротескного сюрреалистического описания довольно сложно. Видимо, Иоанн тоже опасался, что среди его читателей окажется слишком мало «имеющих ум» для разгадки столь туманных аллегорий, поэтому несколькими страницами ниже подбросил ключ к расшифровке. В семнадцатой главе «Откровения» ангел подробно объясняет значение каждого образа, попутно сообщая, что на первом, семиглавом, Звере восседает блудница, облаченная в порфиру и багряницу и украшенная золотом и драгоценными камнями. Чтобы читатели этих пророчеств не начали искать женщину, ангел тут же сообщает, что блудница – это город, «Вавилон великий», семь голов Зверя – это семь гор, на которых расположен город, и одновременно семь царей, правящих в этом городе. Чтобы никаких сомнений относительно личностей царей не возникало, Иоанн устами ангела подкидывает еще одну подсказку: « семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был, и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена, и языки. Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями». После таких прозрачных намеков современники Иоанна сразу понимали, о чем идет речь. Имена «царей» были у всех на слуху, а интрига со Зверем, «восьмым из числа семи», была в те далекие времена одной из самых злободневных политических новостей. Теперь, пользуясь подсказками Иоанна, попробуем расшифровать апокалипсический ребус от начала и до конца. Восседающая на Звере блудница – это, несомненно, Рим. Воздвигнутый на семи холмах, столица многонациональной империи («люди и народы, и племена, и языки»), этот крупнейший древний мегаполис обладал в то время практически абсолютной гегемонией в Средиземноморье и буквально утопал в роскоши. Аналогия с Вавилоном, за несколько столетий до возвышения Римской империи бывшим неформальной «столицей мира», напрашивается сама собой. В образе царей Иоанн изображает римских цезарей, правивших Римом: Октавиан Август, Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон, Гальба, Оттон. Фраза «пять из которых уже пали, один (шестой) уже есть, а следующий (седьмой) еще не пришел» позволяет датировать Апокалипсис временем правления Гальбы (68-69 гг.). Впрочем, отнюдь не временщик Гальба является апокалипсическим Зверем; Иоанн считал воплощением Антихриста Нерона, одного из самых скандальных и одиозных римских цезарей, того, кто, считая себя гениальным поэтом, приказал поджечь Рим, чтобы вдохновиться на сочинение поэмы о штурме Трои, подстроил убийство собственной матери и взял в жену собственную двоюродную сестру. В 68 году н.э. Нерон был свергнут в результате придворной интриги и покончил с собой. После смерти Нерона между представителями римской военной элиты разгорелась кровавая борьба за императорский престол. За короткий срок, с 68 до 70 года, пурпур римского цезаря носили Гальба, Оттон и Вителлий. В довершение всех бед, в одном из городов Малой Азии объявился воскресший Нерон собственной персоной. Как оказалось, это был вольноотпущенник и двойник настоящего Нерона, который, пользуясь симпатиями малоазиатских царьков и князей к покойному цезарю, заявил о своем чудесном спасении и, собрав войско из числа лояльных Нерону легионов, двинулся на штурм Рима. Но, увы, конец его был столь же мучительным и бесславным, как и смерть его царственного патрона, имя которого он себе присвоила. Армия самозванца была разгромлена Вителлием, сам он был схвачен и казнен. Конец этим перипетиям вокруг императорского престола положил Веспасиан, провозгласивший себя летом 69г. цезарем. Именно этому политическому кризису в Римской империи целиком и полностью посвящена тринадцатая глава «Откровения», описывающая последовательное появление двух Зверей. Первый Зверь, как мы помним, вышел из моря; настоящий Нерон для вступления на престол приплыл из Греции в Италию. Второй Зверь, согласно Иоанну, вышел из земли; это явный намек на «вышедшего из могилы» Нерона, точнее, его двойника-узурпатора. Дополнительным аргументом в пользу этой версии является постоянное упоминание об исцеленной ране у Зверя: Нерон покончил с собой, перерезав себе горло, а у его двойника, Лже-Нерона, был шрам на шее. Этим обстоятельством самозванец пользовался вовсю, чтобы доказать азиатским вассалам Рима легитимность своих притязаний на престол. Удельных царьков, примкнувших к мятежу Лже-Нерона, было как раз десять – именно столько диадем Иоанн поместил на семь голов Зверя, специально подчеркнув, что эти « десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час». Второго Зверя Иоанн описывал буквально с натуры: коалиция Лже-Нерона базировалась на острове Китноси, расположенном неподалеку от острова Патмос, где находился в ссылке Иоанн. Соотношение сил между легионами Вителлия и разношерстным ополчением повстанцев было явно не в пользу последних, поэтому совсем не нужно было обладать пророческим даром, чтобы предречь скорую погибель Зверю, «восьмому из числа семи». Код ЗверяЧтобы окончательно развеять сомнения относительно личности Зверя, цезаря Нерона, Иоанн решил прибегнуть к еще одной подсказке, тому самому пресловутому числу 666. Дело в том, что у иудеев, греков и римлян не существовало специальных знаков для обозначения чисел, для этих целей использовались буквы алфавита. Таким образом, каждая буква имела фиксированный числовой эквивалент. Именно на основе этого принципа взаимозаменяемости буквы и числа родилась вера в мистическую связь между именем или названием и определенным числовым значением. Кроме того, у иудеев издревле существовала специальная методология для постижения скрытого, эзотерического смысла Священного Писания. Один из таких способов проникновения в тайны Библии, называемый «гематрия», заключался в следующем: суммируя числовые эквиваленты всех букв какого-либо слова иди словосочетания, толкователь-эзотерик искал другое слово, буквы которого в сумме давали такое же число, после чего внутренний, мистический смысл двух слов с одинаковым числовым значением считался идентичным. Иоанн, призывая «имеющих ум» счесть число Зверя, фактически предлагал читателям произвести эту несложную арифметическую операцию. Суммой чисел, соответствующих буквам словосочетания «Цезарь Нерон», написанного по-гречески, как раз и будет 666. Кстати, в ранних версиях «Апокалипсиса», читателями которых были преимущественно иудеи, фигурирует совсем другое число – 616. Это числовой эквивалент слов «Цезарь Нерон», написанных на иврите. Продолжение в следующем номере ??? |
© Copyright Эл Нэбо 2005–2008
Убедительная просьба при использовании материалов сайта ссылаться на источник
E-mal: el-nebo@narod.ru |