Новая Загадка Библии Василий Суров |
|||||||
|
«Российская газета» 6 января 2000 годаНакануне Рождества израильская газета "Гаарец" рискнула опубликовать материал, способный явно шокировать как верующих христиан, так и правоверных иудеев. Естественно, что современный человек не склонен доверять всему тому, что появляется на газетных страницах. Тем более что речь идет о такой щепетильной теме, как историческая основа самой читаемой и издаваемой книги человечества - Библии.Между тем, если приведенные газетой версии найдут достаточное материальное подтверждение, необходимо будет переписывать заново чуть ли не половину Ветхого Завета. Во всяком случае, некоторые библейские сцены, которые воспринимались как отражение реальных фактов истории Ближнего Востока, лишатся своей исторической основы. В чем же суть новой интриги? Израильская газета опубликовала версию весьма уважаемого в Иерусалиме археолога, профессора 3. Герцога, который на основании многолетних исследований пришел к неприятному для многих истинно верующих выводу: в истории народа, когда-то проживавшего на территории нынешнего Израиля, вообще не было периода, описанного в Ветхом Завете. Причем к области мифов он отнес исторические эпизоды, которые считались основополагающими для формирования духовной природы тамошнего этноса. Если верить Герцогу, то не было ни исхода евреев из Египта и их странствований по Синаю, ни осады Иерихона Иисусом Навином, ни великой державы царей Давида и Соломона. Само государство царя Давида, если и существовало когда-то, то никогда не выходило за границы мелкого княжества кочевников. В подтверждение своих выводов профессор Герцог ссылается на результаты многочисленных раскопок, что велись в течение многих десятков лет в Палестине и Израиле. Давно известно, что эти кропотливые исследования ни разу не принесли хотя бы малейших доказательств достоверности библейских сказаний. Надо сказать, что Герцог не был пионером такого рода утверждения. Многие его российские коллеги уверены, например, что нынешние города Палестины и Израиля, весьма скромные на вид, не имеют ничего общего с истинными Вифлеемом, Иерихоном, Назаретом. И что библейские ассоциации возникают при путешествии по Палестине только благодаря красноречию тамошних гидов да навязчивости придорожных указателей. Правда, ряд наших «обновителей» истории придерживаются того мнения, что историческая основа библейских сказаний вполне реальна, только события происходили вдали от нынешней Палестины: Иисус Навин, например, водил свои победоносные полки вдали от Красного моря, вдоль всей Европы, но с древними израильтянами этот античный герой имел мало общего. Наша доморощенная версия сводится к тому, что авторы Ветхого Завета по-своему адаптировали информацию, полученную из других концов Эйкумены, примеряя тамошних героев и злодеев, врагов и соперников на палестинский аршин. Примерно так из Пиноккио получился наш российский Буратино. Газет не было, телевидения тем более, а потому будоражившие палестинскую общественность неясные слухи питали вдохновение безвестных авторов священных книг. Кстати, как считают, например, некоторые исследователи, Библия никогда не была застывшим документом давно минувших дней. В допечатную историю человечества при каждом переписывании Библии в текст вносились некоторые коррективы, навеянные современными катаклизмами. Потому-то многие сцены Писания ассоциируются с куда более поздними характерами и событиями. По той же причине-де простонародью вплоть до позднего средневековья просто запрещали самостоятельно читать Библию, а то простодушные прихожане рисковали, мол, воспринять текст Книги книг просто как свежую газету. Впрочем, мы несколько отвлеклись от позиции израильского ниспровергателя Герцога, которую фактически, как выяснилось, разделяет историк Я. Камайский. Он также считает, что сведения, содержащиеся в Ветхом Завете, не могут считаться достоверной исторической информацией. Раскопки, сказал он в передаче по израильскому радио, не подтверждают библейские описания. Но, может, действительно не там копают. Камайский не верит в традиционное объяснение, что, мол, доказательства всего этого просто еще не найдены. По его словам, территорию одного только знаменитого Иерихона копали и перекапывали чуть ли не десять раз. А ведь, отметим в скобках, искали даже не глиняные черепки, а хотя бы фундаменты неприступных стен, невиданных в подлунном мире. Не могло ведь от таких бастионов ничего не сохраниться. Ведь раскопали же тот же Иллион – Трою. Иерихон, видимо, враги не просто разрушили, но и кирпичи с собою унесли. Примерно также обстоит дело и с другими историческими местами Палестины, откуда с тем же результатом буквально не вылезают археологи. Камайский назвал библейские рассказы о событиях, относящихся к X веку до н.э., не более чем красивой легендой. Дискуссия, которую наверняка спровоцируют высказывания историков-скептиков, вряд ли ограничится только рамками традиционной истории. Очевидно, что любая проблема, поднимаемая вокруг содержания Библии, будет носить ярко выраженный идеологический характер. Общество вообще с трудом расстается со стереотипами восприятия истории с ее героями и битвами, а тут еще могут быть задеты и чувства верующих, которые никто не в праве игнорировать. Так что аргументация, базирующаяся исключительно на археологических неудачах, вряд ли способна поколебать убежденность многих людей в том, что Книга отражает важнейшие моменты становления человеческой цивилизации. Кстати, многочисленные раскопки у реки Непрядвы, где на поле Куликовом полки Дмитрия сразили тьмы Мамая, также ничего не дали – даже завалящего воинского доспеха. Выводы делайте сами. Страшно иногда открывать исторический ящик Пандоры. |
© Copyright Эл Нэбо 2005–2008
Убедительная просьба при использовании материалов сайта ссылаться на источник
E-mal: el-nebo@narod.ru |