Горе от ума



Статья из журнала

Домовой №11(15) Ноябрь 1994г издательский дом "Комерсант"


Господин Грибоедов, будучи по основной специальности дипломатом, нашел время написать пьесу, классифицировав ее как комедию, хотя смешного в ней, надо прямо сказать, немного. Элемент парадокса содержится уже в ее названии: ведь ум, казалось бы, может приносить только пользу. Вслед за Грибоедовым мы беремся утверждать, что человеческий ум приносит не только безусловную пользу, но и имеет свойство подпорчивать жизнь своим владельцам (хотя наверняка трудно сказать, кто чьим владельцем является). Разумеется, мы не имеем в виду случаи клинического нездоровья, речь пойдет о тех проявлениях абсолютно здорового мозга, которые с медицинской точки зрения даже нельзя назвать "аномальными". Мы живем с ними постоянно, воспринимая их не как странные выходки нашего ума, а как часть жизни. За все наши страхи, депрессии, стрессы мы должны благодарить наш собственный ум, а никак не обстоятельства нашей жизни. И чтобы все эти неприятные, отравляющие жизнь вещи свести к минимуму, нужно понимать их происхождение и наладить определенным образом отношения с собственным мозгом. Грубо говоря, указать ему свое место. Об этом мы и собрались поговорить.

Чем наш ум может нам мешать?

Чтобы в этом разобраться, следует понять, чем наш ум занимается в принципе. Для большей ясности наших рассуждений будем говорить о нашем уме как о чем-то отдельном от нас - "мы и наш ум".

Схема проста. Есть человек и есть окружающий его мир, связь между которыми осуществляет мозг. Он является чем-то вроде посредника или переводчика. Начиная с нашего рождения вместе с нами развивается и наш переводчик. Поначалу он непосредственный и наивный. Он передает нам без изменений, и тем более без искажений, всю информацию, кото- рую получает. Именно поэтому для детей порыв ветра или запах цветка наполнены не меньшим смыслом, чем услышанная фраза. При этом наш переводчик постоянно развивается и обучается. В чем это выражается? Наш с вами разум развивается в двух направлениях: во-первых, учится концентрироваться, во-вторых, интерпретировать получаемую информацию. И то, и другое в жизни необходимо, более того, именно эти способности делают нас разумными существами. Но в определенный момент дело заходит слишком далеко. Мы уже не можем не концентрироваться и не интерпретировать. Если мы размышляем над чем-нибудь, то уже ничего другого не замечаем. Весь мир в этот момент сужается до размеров обдумываемой проблемы, которая подчиняет себе все наше существо. Тоже самое и с интерпретацией, под' которой мы понимаем следующее. Наш мозг-переводчик, постепенно повышая свои полномочия, начинает снабжать нас только основательно переработанной информацией. В самых простых явлениях он раскапывает столько смыслов, что воспринимать их в чистом виде у нас не остается никакой возможности. Попалось на глаза дерево - и сразу включается наш неугомонный внутренний комментатор. Обыкновенное растение обрастает слоями ассоциаций, воспоминаний, фантазий, предположений. С одной стороны, это позволяет сочинять стихи, с другой - мы не можем воспринять дерево просто как дерево, которое и. само, без услуг нашего переводчика, может рассказать о себе много замечательного. Безобидное дерево - это еще ничего. Но вспомните, как наш разум иногда умудряется обработать какое-нибудь малозначащее слово, сделать из него такие выводы, что потом приходится пить валерьянку и разные тазепамы. Мы не замечаем, как наш референт-ум берет под контроль все каналы информации, и мир превращается в интеллектуальную схему, в которой все объяснено и связано между собой теми способами, которые устраивают наш мозг. Всякому сообщению и событию в этой системе заранее приготовлено место и истолкование. Любая неожиданность вызывает панику и судорожные попытки затолкать ее в искусственно построенную модель, чтобы она не разрушилась. Так мы и живем изолированные от мира собственным разумом, как в одиночной камере без единого окна наружу, не задумываясь, может ли быть иначе.

Как избавиться от назойливой опеки нашего разума?

Мы не призываем вас разучиться логически мыслить и избавиться от умения концентрировать свое внимание на требующих разрешения проблемах. Мы предлагаем вам просто стать хозяевами собственного ума. Сделать его послушным помощником. Чтобы убедиться, что он берет на себя гораздо больше, чем от него требуется, предлагаем вам такой эксперимент. Попробуйте дать своему мозгу команду ни о чем не думать, и посмотрите, что из этого получится. Окажется, что ваш ум - неугомонный болтун, унять которого абсолютно невозможно. И чем настойчивее мы будем пытаться успокоить эту кутерьму, тем больше она будет напоминать бумажный мусор, который ветер крутит по пустому пляжу. Именно этот поток неуправляемых коротких мыслей и является той шторой, которая и закрывает от нас истинную картину мира. Отодвинуть ее непросто. Существует множество разновидностей Йоги, целью которых является разрешение этой задачи. У каждой из них свои методы. Предлагаем вам попробовать способ медитации, который может открыть вам такой способ восприятия мира и себя, который радикально изменит ваш ментальный опыт.

Поначалу необходима тишина и достаточно комфортное положение тела. Главное условие - прямой позвоночник и спокойное брюшное дыхание. Какое-то время нужно отстраненно наблюдать за чехардой мыслей, не вмешиваясь в их ход. Пусть вас не занимает, о чем эти мысли, не дайте себя в них вовлечь, будьте равнодушным наблюдателем, готовым к любым провокациям. Это странное и непривычное занятие - попытка остановить собственные мысли - позволяет сделать удивительное открытие. Оказывается, наш мыслительный аппарат - штука очень самостоятельная и упрямая. Заставить его "не болтать" хотя бы несколько секунд очень трудно. А ведь это происходит постоянно! Даже когда мозг получает задание обдумать что-то конкретное, он то и дело норовит отвлечься и подсунуть что-нибудь не относящееся к делу. Кроме того, вы начнете замечать, что поток вашего сознания не является сплошным, между мыслями есть промежутки. Они-то и должны вас интересовать. Пытайтесь эти промежутки увеличивать. С опытом зазоры можно растягивать на достаточно протяженные промежутки времени. При этом нельзя забывать, что наш рассудок хитер и изворотлив. Он будет упираться до последнего, не желая успокаиваться. Даже мысль "сейчас я ни о чем не думаю" тоже является мыслью, только как бы замаскированной. Может показаться, что вы продолжаете растягивать промежуток между мыслями, а они на самом деле уже вкрались незаметно для вас. Это очень непростая, кропотливая, но полезная работа.

Почему полезная?

Зачем нужно уметь успокаивать мысли?

Главная ошибка нашего ума в том, что не все можно и нужно объяснять логически. Привычка все анализировать лишает нас колоссальных объемов информации, имеющих иную, не рациональную природу. Основной поток получаемой нами ежедневно информации по своей форме достаточно примитивен. По большей части он уже обработан и наделен привычной и удобной для восприятия формой. Но существует информация совершенно другая. Ее нельзя пересказать словами, подвергнуть анализу. Это никак не оформленные сгустки энергии, так сказать, информация в первозданном виде. (Конечно, в их существовании можно сомневаться, но таким же образом мы могли бы сомневаться в существовании радиоволн, мы же их тоже не воспринимаем непосредственно.)

В редких случаях этой странной информации, для восприятия которой у нас вроде бы и нет специальных органов, удается до нас доходить - чаще всего тогда, когда это касается нашей безопасности. Идет, скажем, человек по улице и вдруг без всякой видимой причины переходит на другую сторону. Он сам не знает зачем. Промелькнуло ощущение неясной тревоги, и ему захотелось перейти на противоположный тротуар. Может, он уловил агрессивную энергию стоящего в ближайшей подворотне молодца с криминальными намерениями, а может, информация исходила от дефекта в конструкции карниза дома, вдоль которого он шел. Это называют "предчувствие": человек будто бы ни с того ни с сего предвидит будущее. Но если он что-то и предвидит, то на основании чего-то. Значит, он неведомым образом получил определенные сведения. Именно о такого рода информации мы и говорим. Практического значения она может и не иметь, но ценность, причем безусловную, она все же имеет. Эта абсолютная ценность - жизненная энергия. Когда мы ее впитываем, ощущая себя губкой, опущенной в теплую воду, наши впечатления становятся непосредственными, а значит, подлинными.

Умение очищать свой разум от мыслей позволяет нам слиться с потоком жизни. Что это значит? Ежедневно мы находимся в плену у своего ума, мы живем внутри проблем и событий, которыми окружает нас неукротимый разум. Их круговерть выдергивает нас из настоящего времени, заставляет непрерывно метаться из прошлого в будущее и обратно. Разумеется, эти стремительные путешествия происходят внутри нашего ума, но из-за этого мы и живем вне собственной жизни, как бы отсутствуя в настоящий момент. Если же нам удается хоть на секунду разогнать докучливый и вместе с тем невидимый рой ментального мусора, мы попадаем из своего вымышленного времени во время реальное. Оно оказывается совсем другим, спокойным и очень емким. Реальное время почти материально, его можно ощущать кожей и испытывать от этого огромное удовольствие. Когда время вместе с мыслями останавливается, останавливается и мир вокруг нас. Он становится подробным, и каждая его деталь вдруг приобретает глубокий смысл. В этом состоянии человек испытывает такой покой, о котором раньше не имел и представления. Самые серьезные неприятности выглядят детскими огорчениями. Очистив свою голову на несколько минут и слившись на это время с миром, человек отдыхает так, как не удается и за тридцатидневный отпуск.

Выходя из медитации, нужно постараться остаться открытым и восприимчивым к течению обычной жизни и не дать повседневным делам и окружающим людям разрушить обретенное вами душевное состояние.

И кстати, в результате таких тренировок ваш ум будет становиться более пластичным и цепким, улучшатся его аналитические способности, разовьется интуиция. Вдруг окажется, что вся ваша жизнь незаметно изменилась в лучшую сторону. И не потому, что в ней стало меньше неприятностей, просто вы стали к ней иначе относиться. Дисциплинированный ум перестанет всякий раз втягивать вас внутрь каждого события и позволит вам всегда находиться как бы снаружи, а такая позиция всегда более выгодна. Умение не интерпретировать без необходимости течение жизни изба вит вас от такого неприятного явления, как неожиданности. Вы будете открыты, а значит, всегда готовы ко всему, что происходит в жизни. Но главное, вы поймете: большинство наших проблем - это продукт творчества нашего непослушного ума. Не позволяйте ему все время болтать, и мир вокруг вас станет полноценнее. Как когда-то в детстве.



© Copyright Эл Нэбо 2005–2008
Убедительная просьба при использовании материалов сайта ссылаться на источник
E-mal: el-nebo@narod.ru
Hosted by uCoz