«Осмеянная и гонимая…»
Инна Шевалева

«Чудеса и приключения» № 4-5 – записала Т.Баженова


Хотя мировая слава Блаватской отгремела давно – в 70–80-х годах прошлого столетия, до сих пор многое в её сотканной из тайн судьбе не поддаётся рационалистическому объяснению. Поэтому не ослабевает интерес и к её учению, и к её загадочной судьбе. Возникло даже Общество друзей Е. П. Блаватской. Мы попросили его председателя Эдуарта Владимировича Балашова рассказать, чем интересен феномен Блаватской и какую из тайн, окружавших её, мы сегодня в состоянии объяснить более или менее правдоподобно. Тысячелетняя мудрость индийской философии… Не её ли разгадали Николай Рерих и Елена Блаватская?

Необычайна вся биография Блаватской. В раннем детстве она вела «кочевую» жизнь со своим отцом – командиром батареи конной артиллерии. Тогда получила физическую и духовную закалку и страсть к путешествиям. Рано лишилась матери и воспитывалась у её родственников, носивших достаточно известные в России того времени фамилии Фадеевых и Витте. С самого детства Блаватская удивляла окружающих. Ребенком, по свидетельству близких, «она давала советы вельможам относительно их частных дел и даже полиции в разборе преступлений»… В семнадцать лет она вышла за старика Блаватского, бывшего тогда вице-губернатором Эривани, с единственной целью – обрести независимость и отправиться путешествовать, чтобы найти Того, кто являлся ей в детских видениях. На десять лет Елена покинула Россию, чтобы объехать чуть ли не весь мир: Северную и Южную Америку, Англию, Грецию, Египет, Малую Азию, Китай и Японию. Сначала она очутилась в Египте, где изучала в течение года магию под руководством престарелого копта (так называют потомков древних египтян, принявших христианство).

Вскоре она стала членом тайного общества «Ливанские друзы» и сражалась в рядах гарибальдийцев в битве при Ментане. Здесь её, подобно князю Дмитрию Донскому, извлекли из-под груды мертвых тел – с двумя переломами левой руки, с засевшими в плече и ноге мушкетными пулями, с кинжальной раной в сердце. Каждого из этих ранений хватило бы в то время, чтобы умереть, но Блаватская осталась жива, открыв счет своим исцелениям.

В двадцать лет она встретила высокого и статного индуса, в котором узнала своего Покровителя, являвшегося в детских снах. По его совету она отправляется на Восток за знаниями. В северной Индии изучает языки, санскритскую литературу, труды великих мудрецов – Радж-Иогов. Там с 1852 по 1867 год она учится контролировать свои феноменальные способности. Но главная её цель была иной, и лишь со второй попытки она достигла её – проникла в тибетские Гималаи.

Об этом семилетнем периоде её жизни известно очень мало. Хотя именно после Тибета произошли в Блаватской перемены, долгие годы поражавшие потом людей. Здесь приобрела она Учителя, которого называла на индийский манер «Махатмой» и которого в книге «Из пещер и дебрей Индостана» вывела под именем Гулаб-Лалл-Синга. Но рассказывать о своей жизни в Тибете Блаватская не любила…

Целых три полных знаменательными событиями года Блаватская добиралась до Нью-Йорка. Корабль, на котором она плыла из Индии в Европу, вез порох и взорвался. Блаватская была, может быть, единственной, кто уцелел. После катастрофы Елена Петровна оказалась в Европе без всяких средств к существованию. Выручил её музыкальный талант, развитый ещё в детстве. Блаватская стала весьма известной пианисткой и совершила несколько концертных поездок по Италии, Англии и России под именем Мадам Лауры.

В 1873 году она жила с братом в Париже и занималась живописью и литературным трудом. Здесь она получила «приказ Белых Братьев» ехать в Америку к полковнику Олькотту.

Блаватская переехала в США и приняла американское гражданство. Она навсегда рассталась с родиной, но патриоткой России, судя по многочисленным устным и письменным высказываниям, была до конца своих дней. А ведь на родине Блаватскую не жаловали, о ней писали как о шарлатанке, ловком мистификаторе, даже обвиняли несколько раз в убийствах.

Радда-Бай – под таким псевдонимом печаталась Блаватская – тяжело переживала ложь, распространявшуюся о ней в России и по этому поводу восклицала: «Ну что это они врут?… Откуда они взяли, что я собираюсь упразднить буддизм? Если б читали в России, что мы пишем, так и знали бы, что мы проповедуем чистую христоподобную теософию – познание Бога и жизненной морали, как ее понимал сам Христос… Я так возвеличиваю проповедь Христа, как дай Бог всякому истинному христианину, не зараженному папизмом и протестантскими бреднями…»

Связь Блаватской с Тибетом сохранялась все последующие годы и проявлялась порой самым невероятным образом. Елена Петровна часто болела, порой так сильно, что врачи не оставляли никакой надежды на выздоровление. И вот тогда или появлялся неведомо кем присланный знахарь, или неизвестные люди и куда-то на время увозили её, потом от Блаватской приходили письма из самых невероятных мест. Возвращалась она вполне здоровой. Этим историям были десятки свидетелей.

Об одном из таких случаев Елена Петровна писала своей сестре: «Я была в беспамятстве, ничего не помню, как внесли меня на носилках на огромную высоту. Я лежала среди большой коминной, совершенно пустой комнаты. Вокруг на стенах были высечены изображения Будды; кругом курились какие-то кипевшие в горшках снадобья, а надо мной совершенно белый старик лама делал магнетические пассы». Блаватская называла и имя этого тибетского ламы – Дебо-Дургай. После этого лечения она заснула на целые сутки, так её и доставили вниз, к ожидавшим друзьям.

В 1875 году в Нью-Йорке вместе с Олькоттом Блаватская основала Теософское общество, а позже перенесла его центр в Индию – в Мадрас и Адьяр.

Елена Петровна Блаватская посвятила весь остаток жизни пропаганде теософии и этим провинилась перед христианским миром. А поскольку была яростным критиком материализма – то и перед атеистами. И те, и другие представляли теософию в классическом варианте – как религиозно-мистическое учение о единении человеческой души с божеством и о возможности непосредственного общения с потусторонним миром, поэтому Блаватскую обвиняли в контактах с дьяволом, занятиях спиритизмом и т.д., не удосуживаясь вникнуть в суть её утверждений и поступков. А ведь Блаватская, например, отдав в свое время дань увлечению спиритизмом, затем много лет подряд горячо боролась с ним, доказывая вредность этих опытов для здоровья людей, в первую очередь – медиумов.

Особый смысл вкладывала она и в понятие теософии как древней религии разума. Она увидела в ней достойную своих усилий цель: распространение веры в единство духовных сил человечества вне зависимости от сословий и рас. Она говорила: «Идеалы и вера почти везде утрачены... Люди нашего века требуют... научных доказательств бессмертия духа: древняя эзотерическая наука – Оумная религия (от санскритского слова «Оум» – высшая сила) – дает им их».

Идеи Блаватской распространились во второй половине XIX века по всему миру: от Индии до США, от Англии и Германии до Италии и России. У неё появились тысячи и тысячи последователей.

Но и расцвет теософского движения – только часть «феномена» Блаватской. Подобно Леонардо да Винчи и Ломоносову, она была наделена многими талантами. Её глубокие знания этимологии сделают честь любому филологу. Её необыкновенные путешествия с приключениями оживают под её пером с истинным блеском, свойственным большим русским писателям. Она была выдающейся пианисткой и незаурядным художником. Елена Петровна проникала в тайны древних символов и была причастна к знаниям Великих Учителей человечества. А умение вызывать феномены привлекало к ней и друзей, и недругов, почитателей и хулителей. Так, несправедливый приговор Лондонского общества психических исследований о недостоверности её феноменальных способностей и якобы придуманных ею самой Махатм, стал подоплекой и всех дальнейших «изобличений», и прямых нападок на Блаватскую. Кстати, недавно Лондонское общество психических исследований вернулось к истории Блаватской и признало своё первоначальное заключение недействительным.

Чудеса сопровождали её с юных лет до самой смерти. Это музыка и звон колокольчиков, которые она вызывала мановением руки, и движущиеся вокруг неё предметы, и сигналы о смерти близких, которые она принимала одновременно с печальным событием, и умение читать нераспечатанные письма, а также чужие мысли.

Блаватская могла осыпать гостей розами, падающими буквально с неба, то бишь с потолка; из ничего, из воздуха «сделать» золотые украшения и драгоценные камни; могла выводить из строя электроприборы, не прикасаясь к ним, или пронзать электрическим разрядом сидящих перед ней людей; в наглухо закрытой комнате «показывала» шаровые молнии.

В молодости Елена Петровна была не властна над всей этой фантасмагорией, но с возрастом научилась держать звуки и предметы в узде, подчинила их своей воле и очень редко делала окружающих свидетелями подобных «чудес». Но «славу» шарлатанки так и не смогла развеять.

Но самая большая тайна в жизни Елены Петровны Блаватской связана даже не с этими проявлениями её неординарных способностей. Воистину непостижима для большинства из нас также, как и для её современников, история её трудов, поставивших Блаватскую в один ряд с виднейшими учеными самых разных отраслей знаний – от истории и философии до математики, физики и астрономии. «Разоблаченная Изида», два тома «Тайной доктрины», огромные не только по включенному в них материалу, но и по объему, были написаны Блаватской в считанные месяцы. За это время трудно даже просто переписать такое количество страниц.

Не менее изумительно, что Елена Петровна, опубликовав эти работы под своим именем, никогда не претендовала на авторство, доказывая, что ей тексты диктовали – она лишь записывала. Кто диктовал, с какой целью, почему именно ей? Трудные вопросы, ответы на которые хотя бы частично доступны лишь тем, кто верит в существование Высшего Разума, не оставляющего человечество своей заботой.

А вот как объясняла сей феномен сама Елена Петровна сестре Вере Желиховской: «Ты вот не веришь, что я истинную правду пишу тебе о своих Учителях. Ты считаешь их мифами… Но разве ж самой тебе не очевидно, что я сама, без помощи, не могла бы писать «о Байроне и о материях важных»… Что мы с тобой знаем о метафизике, древних философиях и религиях? О психологии и разных премудростях? Кажется, вместе учились, только ты гораздо лучше меня… Передо мной проходят картины, древние рукописи, числа, я только списываю и так легко пишу, что это не труд, а величайшее удовольствие»…

У неё и сейчас много последователей в разных странах мира. Интерес к личности Елены Петровны Блаватской переживает второе рождение. Общество друзей Блаватской у нас в стране делает многое, чтобы в какой-то степени этот интерес удовлетворить: готовятся к печати труды Блаватской и книги о ней, написанные её и нашими современниками. Делаются попытки проникнуть в тайну страны мудрецов – Махатм. Пропагандируются столь близкие и дорогие Блаватской идеи духовного самосовершенствования, помощи ближним, единения всех стран и народов. Многое в её учении звучит так современно, что не нуждается в модернизации, но лишь – в пропаганде и распространении.

С уходом Е. П. Блаватской контакты с Учителями – Махатмами продолжались. Свидетелями и участниками этих контактов были наши великие соотечественники Н. К. и Е. И. Рерих. Елена Ивановна писала: «…В 25-м году Н. К. получил указание написать картину «Вестник» и пожертвовать её в основание Музея имени Е. П. Блаватской. Этим даром и учреждением Музея Великий Учитель Махатма хотел увековечить имя той, память которой преемники её совсем ещё недавно старались затушевать…»"

Несомненно, главная заслуга Блаватской перед человечеством заключается в попытке соединить человечество с более высокой ступенью разума – с Великими Учителями. Да и сама она, по свидетельству Елены Ивановны Рерих, находится сейчас среди них: «Осмеянная, оклеветанная, опозоренная и гонимая, она заняла свое место среди Спасителей Человечества».



    
© Copyright Эл Нэбо 2005–2008
Убедительная просьба при использовании материалов сайта ссылаться на источник
E-mal: el-nebo@narod.ru
Hosted by uCoz